вторник, 18 декабря 2012 г.

Остров нефтяного счастья


для  журнала "Asia Business  Media"


Остров нефтяного счастья






  После периода бурной индустриализации в предыдущие десятилетия в Сингапуре появился дефицит промышленных площадей. В срочном порядке эту проблему нужно было решать, иначе развивающаяся страна лишилась бы важного сектора экономики – нефтяного. В юго-восточной части Сингапура на близком расстоянии от побережья и друг от друга находилось 7 небольших островков общей площадью всего 9 км². Их было решено объединить в один, и в 1991 году начались строительные работы по осушению и намыву территории. Новый большой остров назвали Джуронг (Jurong Island), по имени ближайшего округа Сингапура, с которым остров соединен мостом. Джуронг был изначально спланирован, как высоко интегрированная нефтехимическая площадка, с готовой инфраструктурой и доступом к крупному логистическому терминалу, который ориентирован на импорт сырья и экспорт готовой продукции для развертывания производств независимых производителей.

  Окончательное объединение островов и открытие нефтехимического кластера завершилось в 2000 году, однако намыв территории острова Джуронг продолжается до сих пор. По информации JTC (Jurong Town Corporation), в проект было вложено более $7 млрд.  Общая площадь острова уже сейчас превышает 30 км², то есть в 3 раза больше изначальной площади образующих его островков. Создание Джуронга и успешная программа по развитию нефтехимического кластера вывела Сингапур на третье место в мире по объему переработки нефти. На острове построено 3 НПЗ общей мощностью 1,3 млн. барр/сутки (65 млн. т/год).
  Принцип работы нефтехимического кластера Джуронг можно отнести к модели “Plug and Play” (включил и играй). Компании приходят на остров с уже готовой инфраструктурой. Им остается только построить свои заводы. Государство ведет переговоры с потенциальными инвесторами, сводит их с существующими резидентами, которые готовы обеспечить новые компании сырьем. И так во всем: от переработки нефти до специальной химии.
   При заключении договора JTC сдает резидентам участок земли на 30 или более лет, обеспечивает подключение к коммуникациям и снабжает техническими газами, водой, специальными сжигателями для химических отходов. Предоставляются так же логистические и охранные услуги. Стоит добавить, что при открытии научных центров государство может взять на себя до 30% расходов на обучение местного персонала.
   Сейчас на сингапурском острове Джуронг находится более 90 резидентов с более чем 30 000 работников. Общая ежегодная выручка компаний превышает $70 млрд. Совокупные инвестиции в проект острова Джуронг за два десятилетия составили, по разным оценкам, от $25 млрд до $45 млрд.
   Государственная служба довольно жестко отслеживает соблюдение законодательства в области безопасности и охраны окружающей среды. И, при отсутствии нарушений, не вмешивается в операционную деятельность. Помимо стандартных налоговых условий резиденты могут получить льготы, если докажут возможность экономических преимуществ для Сингапура. На Джуронге нет импортных и экспортных пошлин. Налоговая нагрузка сведена к минимуму (эффективная ставка налога на прибыль – 17%, дивиденды налогами не облагаются). Действует большое количество программ государственной поддержки частного сектора. Если сравнивать условия с Китаем, там льготы предоставляются всем, кто реализует в своем производстве новые технологии. Компаниям так же доступны выгодные кредиты и действует упрощение процедур для прямых иностранных инвестиций. Однако Джуронг сегодня является наиболее привлекательным местом для нефтяных компаний, ведь участие в нефтехимическом кластере достаточно выгодно. Все компании обеспечены сырьем, крупнотоннажные производители могут часть своих объемов направлять на дальнейшую переработку, резиденты и сервисные компании разделяют затраты на инфраструктуру, снижая капиталоемкость проектов. По словам президента Dow Chemical Pacific по Юго-Восточной Азии Эдди Сетивана (Eddy Setiawan), за семь лет работы на острове Джуронг у компании не было никаких проблем с инфраструктурным обеспечением.
   В сравнении с Россией, постоянные расходы на инфраструктуру в Сингапуре существенно выше. Средняя арендная плата на землю составляет на Джуронге примерно $8 м2. Аналогичные ставки в России ниже почти в два раза. Стоимость электроэнергии в Сингапуре в 2-3 раза выше российской, питьевой воды – в 2 раза, промышленной воды – в 4-5 раз. Однако разницы в ценах себя оправдывают, если принимать во внимания льготы и огромные возможности для бизнеса, которые предлагает своим участникам Джуронг.
  На острове базируется дочернее предприятие НК «Лукойл» - «Lukoil Asia Pacific». Компания присутствует в регионе уже около десяти лет. За это время объемы торгов были увеличены в 20 раз. На выставке Singapore Maritime Week 2011 значимость «Лукойла» для рынка АТР была подтверждена первым вице-премьером и министром обороны Сингапура Тео Чи Хин. Высокопоставленный чиновник высоко оценил успехи компании и выразил благодарность за ее вклад в развитие экономики островного государства.
  «Лукойл» планирует и дальше расширять свой бизнес в Сингапуре. Оффшорная зона, беспошлинная торговля с большим количеством стран и возможность избежать двойного налогообложения создает прекрасные условия для компании. В совокупности со всевозможными льготами это помогает значительно сокращать расходы компании. При этом зона свободной торговли на Джуронге постоянно расширяется.
  «Lukoil Asia Pacific» облегчает доступ компании к азиатским рынкам капитала. Кроме того, принято считать, что именно Сингапур диктует региональные цены на нефть и нефтепродукты. Поэтому участие в нефтяном кластере на Джуронге чрезвычайно важно для «Лукойла». Уже сейчас компания играет важную роль на сингапурском рынке – она входит в тройку лидеров по объемам торговли мазутом в Восточной Азии, лишь немногим уступая в этом китайской PetroChina. Потребление нефтепродуктов в странах АТР в ближайшие годы будет только расти, и с этой точки зрения российской компании крайне важно удерживать лидерские позиции. По некоторым данным, в Сингапуре в месяц продается больше судового топлива, чем во всех российских портах за год.
  Расширять свое производство в Сингапуре планируют еще два российских гиганта – «Роснефть» и «Газпром». Последний за счет сжиженного природного газа, так как видит в нем большой потенциал и высокий спрос. Интерес российских компаний к Джуронгу может проявляться так же в сфере привлечения специалистов из Jurong Consultans для разработки рекомендаций по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров в нашей стране. Создание таких проектов предусмотрено государственным планом развития до 2030 года. Если все сложится удачно, в России появятся нефтяные кластеры, способные соперничать с островом Джуронг. Объективных барьеров для создания подобных проектов назвать нельзя. Ведь в отличие от Сингапура, проблем с территориями в России нет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий